?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
zavtra49
Некролог на смерть Роджера Божоли (Roger Boisjoly) 1938 – 2012

Инженер, который предупредил об опасности для челнока.

За шесть месяцев до того, как космический челночный корабль Челленджер взорвался над Флоридой 28 января 1986 года, Роджер Божоли написал зловещую записку. Он предупредил, что, если погода будет слишком холодной, герметизирующие кольца, соединяющие секции ракет-носителей челнока, могут выйти из строя.
«Результатом может быть катастрофа самого высокого уровня – потеря человеческих жизней», написал он. Докладная записка была предназначена для Мортона Тиокола (Morton Thiokol), компании, которая изготавливала носители и в которой работал Божоли.
А за шесть месяцев до докладной была сформирована группа, частично по рекомендации Божоли, для исследования эффекта холода на ракеты-носители. Но работа группы завязла в бумажной волоките, просроченных заказах и спешке по запуску челнока.
Тем временем, его опасения увеличивались. Вечером перед запуском Челленджера температура упала ниже нуля. Необычный для Флориды холод был беспрецендентным для запуска челнока, и это заставило Божоли и других инженеров попросить отложить полет. Боссы, под давлением из НАСА, отвергли просьбу.
Челнок взорвался через 73 секунды после запуска. Погибли все семь членов команды и Криста Мэколифф, учительница школы из города Конкорд.
Докладная записка Божоли была обнародована. Он стал известен как осведомитель, давший показания в федеральном расследовании катастрофы. И, хотя многие хвалили его действия, он пострадал.
Божоли умер в Нефи, штата Юта, 6 января 2012 года, в возрасте 73 лет. Его жена Роберта сказала, что незадолго до смерти у него диагностировали рак кишечника, почек и печени.
До катастрофы с Челленджером Божоли был известен в своей сфере как первоклассный ученый, умеющий разрешать инженерные проблемы. Он работал для компаний в Калифорнии, имеющих дело с лунным модулем и его системами жизнеобеспечения, и с лунным вездеходом. В 1980 году он согласился на меньшую зарплату, чтобы перевезти свою семью в штат Юта, начать работать на Morton Thiokol, а также быть ближе к Мормонам, религиозному течению, к которому он принадлежал.
После взрыва Челленджера Божоли передал президентской комиссии, расследовавшей катастрофу, внутренние корпоративные документы. Раскрытие его докладной записки, написанной за шесть месяцев до катастрофы, было громом среди ясного неба.
Божоли был награжден Призом за Научную свободу и ответственность, присужденным Американской ассоциацией продвижения науки. Он выступал более трехсот раз в университетах и перед различными группами на тему корпоративной этики. Он стал приглашаемым экспертом в судебных инженерных расследованиях.
Но до того, как он достиг этого, он заплатил высокую цену, которую обычно приходится платить осведомителям. Тиокол исключил его из космической группы, а коллеги и менеджеры избегали общения с ним. Бывший друг предупредил его: «Если ты убьешь компанию, я оставлю моих детей на пороге твоего дома». Это Божоли рассказал в интервью газете Los Angeles Times в 1987 году.
Он рассказал, что он болел, у него были хронические головные боли, депрессия и частичная потеря зрения. Он кричал на собаку и на своих дочерей, перестал ходить в церковь и избегал людей. Он подал в суд на Тиокол, но иск был отклонен.
Позже он сказал, что единственным человеком, поддержавшим его, была Сэлли Райд, первая американская женщина-космонавтка, которая обняла его после окончания дачи показаний в комиссии. «Она была единственной», сказал он шепотом репортеру Newsday в 1988 году. «Единственной».
Роджер Марк Божоли родился в Лоуелл. Штата Массачусетс 25 апреля 1938 года. Он получил диплом инженера в Университете Массачусетс. Он работал 27 лет в аэрокосмической промышленности. Но одна ночь стала поворотным моментом всей его деятельности. Вечером 27 января 1986 года Божоли и еще четыре инженера Тиокола устроили телеконференцию с НАСА, чтобы настоять на отмене запуска на следующий день по причине холода. В какой-то момент, рассказывал Божоли, он разложил фотографии, показывавшие повреждения, которые низкие температуры нанесли предыдущему челноку, а они не были такими низкими, как на момент приближавшегося запуска.
«Как вы можете это игнорировать?», настаивал он. Согласно показаниям в комиссии, сначала его доводы выглядели убедительными. Производители критических компонентов имели силу отсрочить полеты. Четыре вице-президента Тиокола, все сами инженеры, сошли с телеконференции, чтобы посовещаться между собой. Позже они заявили, что данные не были достаточно убедительными для отсрочки полета, который уже откладывался дважды. Они решили, что сомнения инженеров были больше предчувствиями, чем обоснованными научно.
Джерри Мэйсон, Генеральный директор Тиокола, посоветовал своим коллегам снять их инженерные шляпы и надеть шляпы менеджеров. Они сообщили в НАСА, что полет разрешен.
На следующее утро Божоли наблюдал запуск. Если возникнет проблема, подумал он, она проявится сразу при запуске. В первую минуту ему уже казалось, что его молитвы подействовали. но спустя еще 13 секунд произошел взрыв.